arvenundomiel: (Ровена)
[personal profile] arvenundomiel

Наконец-то смогла выложить давно обещанный обзор пяти экранизаций романа. Все как всегда: картины расставлены по порядку от самой плохой до самой хорошей. Но должна сразу предупредить: ни один из этих фильмов не понравился мне настолько, чтобы оставить его в домашней коллекции. Так что «самая хорошая экранизация» - это лишь сравнительная характеристика. На самом деле они все скучные, просто некоторые сделаны добротно, а некоторые – шаляй-валяй.

Фильм 1933 года, режиссер Жан Ренуар

Для начала определимся со временем действия и возрастом персонажей. Основные события романа начинаются с переезда четы Бовари в Ионвиль и заканчиваются смертью Эммы. Эти два события разделяет пять лет. Точной датировки у Флобера нет, но детали позволяют приблизительно определить время переезда: госпожа Бовари в Ионвиле любит читать журнал «Иллюстрация», основанный в 1843 году, а во время сельскохозяйственной выставки упоминается правящий король. Это может быть только Луи-Филипп, правивший с 1830 по 1848 (дальше началась Вторая республика). В итоге получаем, что госпожа Бовари поселилась в Ионвиле между 1843 и 1848 годами.

На момент переезда докторской семьи в Ионвиль Эмме Бовари и Леону Дюпюи по 20 лет, Шарлю Бовари приблизительно 26 лет, Родольфу Буланже – 33 года, а Жюстену – 9 лет. На момент смерти Эммы всем, соответственно, на пять лет больше.

Сам фильм абсолютно никакой, я даже не знаю, как его охарактеризовать в целом, так что сразу перейду к деталям.

Действие картины слегка смещено по времени относительно первоисточника – Шарль и Эмма знакомятся в 1839, а основные события начинаются с 1841. Костюмы фэнтезийные, из «занавесок».

Как ни странно, ни в одном фильме на роль Эммы не пригласили действительно привлекательную актрису. Абсолютно у всех исполнительниц внешность мало того, что спорная, так еще и неподходящая для образа мадам Бовари. И страннее всего в этой роли смотрится Валентайн Тессьер. Актрисе 41 год, у нее здоровенный шнопак, оплывший овал лица, усталый взгляд, погрузневшая фигура (а на корсетах костюмеры сэкономили) и рыжие волосы. С такими исходными данными просто смешно изображать девушку восемнадцати лет, сводящую мужчин с ума истинно «брюнетистым» темпераментом и сочетанием поразительно белой кожи с черными волосами и глазами. А уж когда госпожа Бовари лежит в постели с Леоном, покуривая папироску, у актрисы такой видок, что единственная ассоциация, приходящая на ум – циничная усталая шлюха с клиентом. При всех своих недостатках шлюхой мадам Бовари точно не была.



С Шарлем Бовари в исполнении Пьера Ренуара все еще веселее :( Нет, я, конечно, понимаю, что «Казимир Алмазов – это имя, афиша, касса» и значительная часть зрителей попрется в кинотеатр ради возможности поглазеть на сына того самого Ренуара, да и семейный подряд весьма выгоден в материальном плане (режиссер фильма Жан Ренуар и Пьер Ренуар – родные братья), но актеру ж 48 лет – ему впору папашу Руо играть, а не молодого доктора! Впрочем, месье Бовари вообще не повезло с воплощениями, его все время пытаются сделать чуть ли не стариком. Такое впечатление, что книгу кинематографисты не читали.



А вот Элена Мансон, играющая первую жену доктора, неожиданно на десять лет моложе своей героини (ей 35). Впрочем, роль у нее эпизодическая, лицо крупно не показывают, да и качество пленки оставляет желать лучшего, так что в данном случае возраст актрисы не особо важен: худая, некрасивая, а остального и не разглядишь. Кстати, это единственная экранизация, в которой первую мадам Бовари показали в кадре.

Вот возраст актера Фернана Фабра полностью совпадает с возрастом Родольфа – ему на момент знакомства с Эммой 34 года. Первый любовник героини в этой постановке очень специфичен: этакий претенциозный хлюст с манерами карточного шулера. Когда я читала книгу, совсем иначе представляла себе Буланже. Но должна признать, что именно такой человек мог бы вусмерть поразить «существо с воображением дятла». Так что этот Родольф оказался ближе к книжному образу, нежели мои фантазии. Да, пожалуй, это лучший Родольф из всех.



Леон тут черноволос, хотя и недурен собой, и значительно старше, чем следует (Даниэлю Лекуртуа 31 год). Впрочем, по сравнению с исполнителями главных ролей - это мелочь.

Виконт – главная эротическая греза мадам Бовари – превратился в лысого бородатого старичка.

Роль Жюстена совсем уж проходная, а играет его парень лет 20.

Фильм 1949 года, режиссер Винсенте Миннелли

Основную канву произведения сохранили, но характеры поменяли практически все, мотивацию героев - тоже. Это единственный вариант, в котором мне жаль хоть кого-то, кроме маленькой Берты: тут Шарль Бовари заслуживает определенного уважения и даже сочувствия.

Костюмы в стиле «Голливудский шик» - ни к истории, ни к логике отношения не имеют. Особенно впечатляет норковая доха, которую Эмма таскает на себе, хотя в первоисточнике четко сказано, что температура в Нормандии не опускается ниже ноля.

Дженнифер Джонс – еще одна актриса, которой не дает покоя тот факт, что не она сыграла Скарлетт. Плевать, что страна другая, плевать, что время другое, что характер другой и предлагаемые обстоятельства тоже другие – мы все равно будем копировать мимику и жесты Вивьен Ли. Актрисе 30 лет (на мой взгляд, пять лет разницы с героиней – все равно многовато, но хоть не двадцать – уже хорошо), она темноволоса и темноглаза, но внешность у нее какая-то грубоватая, несимпатичная.



Шарль Бовари в свои почти сорок (Ван Хефлину 39, а выглядит он на сорок с гаком) еще не был женат, и Эмма становится его первой супругой. Он очень порядочный и благородный человек. Наверное, поэтому сценарист сохранил ему жизнь.



Родольфа играет красавец Луи Журдан – чудо как хорош! – ему всего 28 лет, но выглядит актер немного постарше, как раз лет на 35.



Леон светловолос и светлоглаз, но выглядит лет на 40. Я очень удивилась, узнав, что Альфу Челлину тут всего 29.



Роль виконта объединили с ролью Родольфа, а вот Жюстена подобрали хорошо – Ларри Симсу всего 15.

Дальше пойдут фильмы, которые мне не то, чтобы понравились, но хоть отвращения не вызвали.

Фильм 2000 года, режиссер Тим Файвелл

У этого фильма есть два (помимо скуки, но об этом я уже говорила) огромных недостатка: отсебятина и секс. Про непонятно зачем вставленную отсебятину говорить бессмысленно – придется полфильма пересказывать, лучше я расскажу, чем мне не угодили «постельные» сцены.

Казалось бы, материал вполне оправдывает использование интимных сцен: это не «Джен Эйр» с викторианской моралью, это рассказ о любовных отношениях страстной француженки. Но тут-то и таится засада: сексуальные переживания – это такое же выразительное средство, как и все прочие, а потому режиссер, включающий в неспециализированный фильм сексуальные сцены, должен отдавать себе отчет, зачем он это делает и что хочет с их помощью выразить. А когда сексятинка носит характер вставного музыкального номера, и ее исключение из видеоряда ничего не меняет в восприятии картины, выразительное средство утрачивает смысл, ибо ничего не дает ни уму, ни сердцу. Сымитировать половой акт – плевое дело, вот обыграть его и сделать незаменимой деталью повествования – задача непростая. Впрочем, кое-какие подвижки в эту сторону у постановщика были: он попытался обыграть секс в экипаже и даже использовал для этого интересные находки, но к тому моменту съемочная группа уже полностью себя дискредитировала, наглядно продемонстрировав, что зрителей держат за идиотов – когда мадам Бовари впервые появляется на экране обнаженной, на ее теле четко видны следы от купальника… Эта халтура поставила жирный крест на всех усилиях костюмеров и декораторов создать видимость 19 века (а костюмы, к слову, тут вполне качественные). После такой лажи любые попытки придать тупому перепихону высокохудожественный вид обречены на провал.

Впрочем, есть у этой картины и определенные достоинства помимо костюмов: ее создатели, по крайней мере, читали роман Флобера. Актеров хотя бы попытались привести в соответствие с первоисточником. Правда, Эмму это не спасло: она некрасива, до жути похожа на рабыню Изауру, старовата (Фрэнсис О’Коннор 33 года), с морщинками вокруг глаз и увядшей грудью.



А вот Шарль Бовари выглядит довольно свежо, хотя Хью Бонневиллю 37 лет. Ему прикрыли нижнюю часть лица курчавой бородкой, он полноват, как и должно быть по книге, смотрит на жену и дочку добродушно и с огромной любовью. Да, таким вполне мог бы быть доктор Бовари.



Первая жена Шарля умерла от чахотки еще до его знакомства с Эммой.

Грег Уайз внешне вполне подходит на роль Родольфа: интересный, темноволосый, даже лет ему ровно столько, сколько нужно, но вот по актерским качествам он, увы, не тянет на эту роль – Буланже в его исполнении абсолютно никакой, даже выражение лица практически не меняется.



Хью Дэнси, играющему Леона, 25 лет, он светленький, хорошенький и в его лице есть что-то щенячье. Это лучший Леон из всех, почти по книге.



Виконт здесь просто замечательный: высокий, стройный, осанистый, с огневым взглядом и аристократическими манерами. Его играет профессиональный танцовщик Адам Купер. Какое наслаждение смотреть, как он танцует вальс с мадам Бовари. По-моему, это лучшая сцена во всем фильме!



Жюстена здесь играет Джо Робертс – 16-летний парнишка. Впрочем, ролька опять проходная.

Госпожа Майя, режиссер Кетан Мехта

Как ни странно, создатели фильма, весьма вольно отнесшись к букве романа, сумели сохранить дух произведения. Даже извечная индийская привязанность к музыкальным номерам в данном случае сыграла положительную роль.

Индия. Судя по костюмам – самое начало 80-х. Сорокалетний женатый доктор Чару Даз приезжает по вызову в огромный, некогда роскошный, а ныне запущенный и постепенно разрушающийся дворец. Там живет получившая европейское образование Майя со своим стареньким отцом.



Доктор заинтересовался необычным поведением Майи, а вскоре и влюбился. Как раз вовремя умерла жена врача, и он женился на Майе.



Девушка оказалась шизофреничкой. Ей постоянно были нужны новые острые впечатления. Ради них Майя связалась сначала с богатым соседом Рудрой,



а затем и с молоденьким парнем из соседнего города – Лалитом.



Никаких аналогов виконта в этой постановке нет, зато есть пропущенная в остальных экранизациях тема первой любви подростка к шикарной жене соседа.



Концовку переделали в мистически-сказочную. Кстати, меня очень удивило, что в фильме показали обнаженную женщину: мне казалось, что в Индии это не принято. Да, в отличии от версии 2000-го года, здесь интимная сцена вполне уместна.

Фильм 1991 года, режиссер Клод Шаброль

Это самый близкий к первоисточнику вариант с прекрасными актерами, хоть и подобранными бездумно.

Костюмы смешанные: часть вполне исторична, а часть – фэнтезийна.

Изабель Юппер 38 лет, она стара для роли Эммы, рыжеволоса и светлоглаза. Внешность актрисы позволяет сделать хоть красотку, хоть страшилище, режиссер предпочел ее уродовать – Эмма ходит с тенями под глазами, высветленными бровями и ресницами, за исключением нескольких моментов, когда глаза актрисе подкрашивают и мадам Бовари моментально становится хорошенькой.



Шарля Бовари играет Жан-Франсуа Бальме. Он очень тонкий актер и играет прекрасно, но ему 45 лет. Этим все сказано.



Кристофу Малавуа почти сорок. У него специфическая, немного аморфная внешность, напоминающая Анатолия Васильева в фильме «Экипаж». Такой типаж совсем не вяжется с образом Родольфа.



Люка Бельво тридцать, и внешность у него для Леона Дюпюи малость потасканная.



На роль виконта Клод Шаброль взял своего сына Томаса. В итоге эротическая мечта приняла облик плюгавенького очкарика.

Роль Жюстена исполняет тридцатилетний Ив Верховен. Надо ли говорить, что к роману этот персонаж не имеет почти никакого отношения.


Шарль, Эмма, Родольф, Жюстен 

Несмотря на мискастинг, это все равно самая толковая и добротная экранизация «Госпожи Бовари».


From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

arvenundomiel: (Default)
arvenundomiel

August 2011

S M T W T F S
 1 23456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Powered by Dreamwidth Studios